Юрист Луканин Александр Михайлович

Юрист 

Луканин

Александр 

Михайлович

Омбудсмен полиции и его команда

Посмотрел видеоролик, в котором друзья Владимира Воронцова разоблачаются сами и разоблачают незаконные действия сотрудников УСБ. Что могу сказать, чувство этот ролик оставил, лично у меня, двоякое. За деятельностью самой группы «Омбудсмен полиции» я, как и многие сотрудники, наблюдаю давно. Конечно, с тем беспорядком и зачастую правовым беспределом в отношении сотрудников со стороны руководства, рано или поздно что-то подобное должно было появиться. И первопроходцем, и весьма успешным стал Владимир Воронцов. Лично я с ним не знаком. Да и пересечений у меня с ним никогда не было. Так что о его деятельности могу судить только по постам, опубликованным в группе. С появлением, как модно сейчас говорить данного паблика, который стал набирать большую популярность среди сотрудников полиции и не только Московской, а в целом по стране, многие руководители начали побаиваться отдавать противоправные приказы или переходить на личности. Стали бояться, что их пропишут и опубликуют в данном паблике. По сути, появился тот самый общественный контроль, который не подчинялся и никак не зависел от высоких руководителей региональных подразделений. Естественно, такой расклад руководство МВД в целом не устраивал. Что можно сказать о самой истории задержания? Для меня, как человека много лет отработавшего оперативником, не ясны как основания задержания, так и основания не задержания. Я давно привык полагаться на то, что надо ознакомляться с материалами дела и стараться их объективно оценить. Воронцову вменяют 14 эпизодов преступной деятельности и уголовное дело уже находиться в суде. Для тех, кто не знаком с уголовным процессом, кратко разъясню. Это значит, что когда предварительное следствие по уголовному делу было завершено, то в порядке ст. 217 Уголовно-процессуального кодекса РФ Воронцов может вместе со своим адвокатом, а может и нет, был ознакомлен со всеми материалами уголовного дела. Адвокат именно на этой стадии имеет возможность полностью сфотографировать материалы уголовного дела. Мало того, обвиняемому лично вручается документ, называемый «обвинительное заключение», в котором кратко и лаконично расписаны все преступные деяния, вменяемые ему, с описанием имеющейся доказательственной базы, изобличающей его вину. То есть, если все обвинения надуманы — опубликуйте полный текст обвинительного заключения, чтобы люди могли с ним ознакомиться и самостоятельно сделать выводы о виновности, либо не виновности Воронцова. В СМИ есть великолепная возможность для отстаивания своей точки зрения, всегда можно показать именно ту часть, которая наиболее выгодна именно тебе. Поэтому, делать выводы на основании каких-то видеороликов (аудиозаписей, фрагментов документов), не зная всей картины, очень опрометчиво.

Ребята конечно молодцы, что не оставляют своего друга в беде. В наше время — это очень достойное качество. Не знаю с какой целью они отсняли данный фильм. Может хотели показать какие они классные, либо какие негодяи работают в УСБ и на руководящих должностях полиции. Через все видео проносится мысль, что посмотрите какие мы классные, мы провели оперативную разработку, направленную на разоблачение сотрудников УСБ. Мы даже провели двойное внедрение! Посмотрите какие мы классные! Среди нас есть грамотные юристы! Всем УСБшникам навешали статей уголовного кодекса! Только забыли добавить, что нам ничего не будет.

А вот представьте теперь такую ситуацию, что на основании этого видео им можно примерить такие статьи, как «Заведомо ложный донос» (ст. 306 УК РФ), «Дача заведомо ложных показаний» (ст. 307 УК РФ). Записанные ими аудиофайлы, которые они сами предоставят следствию, направят на фоноскопию и по ним окажется не возможным проведение данной экспертизы. Экспертизу гражданских организаций отклонят, так как есть ведомственные эксперты, которым доверия выше. Еще ведомственный эксперт сделает рецензию о безграмотности гражданского эксперта. Плюс, сотрудник УСБ может подать заявление на клевету. Но это будет совсем другая история.

Что же касается собранных доказательств, то ст. 86 УПК РФ устанавливает исчерпывающий перечень доказательств, которые могут собираться, а также кем эти доказательства могут собираться. Самое забавное, что проведение оперативно-розыскных мероприятий для указанных лиц там отсутствует. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, четко установлены субъекты ОРД, то есть ведомства и лица, имеющие право на осуществление ОРД. И если в свою защиту попытаться подтянуть Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 27.12.2019) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», то там прямо в первой статье сказано: «Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено». И еще, согласно п. 7 ч. 1 ст. 3 данного Закона: «сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело». Статьей 5 того же Закона частные детективы не уполномочены на проведение оперативно-розыскного мероприятия, а именно «внедрение». Плюс, кто попало детективную деятельность осуществлять не может, она лицензируется. Конечно можно попробовать на свою сторону призвать Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации», но, во-первых, они не являются его субъектом, а, во-вторых, в нем нет норм, позволяющих СМИ нарушать Российское законодательство.

Когда дело в отношении Воронцова развалится в суде, правоохранительные органы во всем обвинят лиц, которые своими действиями ввели следственные органы в заблуждение, за счет чего была дана неверная оценка собранных доказательств и вины обвиняемого.

Такую статью я написал, как обвинительное заключение. На самом деле, я не желаю ребятам, чтобы они попали под жернова правоохранительной системы. Но на мой взгляд, они сами под них подставились. Надеюсь, что МВД свою карательную машину в отношении паблика остановит, и поменяет свою политику в отношении личного состава. Ведь сегодня Воронцов, а завтра, как знать, придут другие и тоже создадут аналогичное сообщество. А причина всего этого кроется в том, что система действительно нуждается в серьезных реформах, и о ее проблемах сегодня можно написать целую книгу. Но главная проблема заключается в том, что руководители не хотят слышать исполнителей.

В заключительной части статьи хочу пожелать удачи ребятам из «Омбудсмена полиции» и самому Воронцову, а руководству МВД задуматься о том, что не надо людей, говорящих правду, репрессировать. Ведь мы все помним, как после задержания Воронцова стали пачками увольнять сотрудников, в отношении которых появились сведения, что они сливали информацию Воронцову.

Оставьте первый комментарий