Юрист Луканин Александр Михайлович

Юрист 

Луканин

Александр 

Михайлович

Неосновательное обогащение в помощь потерпевшим от «звонарей»

Всем доброго времени суток. Давненько я ничем не радовал своих читателей. Смотрю, многие мои коллеги пишут и озвучивают свою точку зрения в связи с событиями на Украине. Конечно данная тема не может оставить кого-либо равнодушным и, если быть совсем откровенным, меня тоже. Я уже один раз писал о своем отношении по этому вопросу и пока возвращаться к этой теме не собираюсь.

А осветить я хочу следующую проблему. Как- то в одной из своих статей, практически в самом начале своей полублгогерской деятельности, я освещал вопрос, связанный с хищением денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Среди сотрудников правоохранительных органов такой вид преступлений называются «дистанционка». Данный вид преступлений захлестнул сегодня все сферы жизни. Мошенники звонят под различными предлогами. Причем процентов 90 звонков поступает с незалежной. Да-да, вы не ослышались. Колл-центры со 150 рабочими местами находятся именно на территории Украины, и их задача мошенническим путем выкачивать деньги из граждан России, поскольку за преступления в отношении Российских граждан им ничего не грозит. Там придуманы целые преступные схемы, вплоть до того, как и какими словами и с кем разговаривать. Можно сказать, что весь многолетний опыт направлен на эффективное его использование. И тут они даже не брезгуют загнать человека во многомиллионные кредиты. Платить же потом не им. После таких мошенничеств потерпевший сталкивается с суровой действительностью. Хорошо, если отдал просто свои кровные. Обидно, но хоть должен не остался. А когда у тебя еще и проблема с тем, что ты еще должен банку или банкам несколько миллионов рублей, вот тут уже не позавидуешь.

То, что сегодня делают правоохранительные органы в борьбе с данным видом преступлений напоминает борьбу с ветреными мельницами. Тактика к них проста. Раз мы не можем достать колл-центр на Украине, мы будем привлекать к ответственности тех, на чьи мена оформлены банковские карты, на которые выводятся денежные средства, а также лиц непосредственно участвующих в схеме по обналичиванию денежных средств, добытых преступным путем. Если внимательно присмотритесь к новостным лентам по данному вопросу, то вы как раз и увидите, что самих «звонарей» практически не задерживают. Ну или только совсем уж дурачков. На большее, к сожалению, наши правоохранительные органы в борьбе в сфере с преступлениями, связанными с использованием интернет-технологий, позволяющих хорошо конспирироваться, — не могут. В чем же проблема? Казалось бы, такие преступления должно быть легко раскрывать, ведь всегда остается электронный след. Проблем, к сожалению, в современных правоохранительных органах хватает, начиная от слабо компетентного руководящего состава (которое не может представить, как именно надо противостоять данной проблеме), заканчивая — низким техническим обеспечением и набором внутриведомственных приказов, которые вяжут по рукам и ногам любого исполнителя. В системе сегодня сделано все, для добровольного отказа от инициативной работы сотрудником, который неожиданно захотел поработать и раскрыть преступление. Решение любого мало-мальского вопроса будет занимать уйму времени и превращаться в очередной «квест».

Чем в такой ситуации потерпевший может себе помочь сам? Девиз нашего времени — «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Именно по этой причине не стоит рассчитывать на помощь государства. Недавно столкнулся с такой ситуацией. Неожиданно ко мне обратилась потерпевшая по одному из таких дел. Честно говоря, когда услышал ее историю, чуть со стула не упал. Не отпускает меня эта тема. В двух словах ситуация у нее такая: позвонили, убедили, сняла со своих счетов крупную денежную сумму и перечислила уже через банкомат на номер банковской карты озвученный жуликами. Но, отчасти ей повезло. Половину суммы правоохранительные органы успели на счете жуликов заморозить. Угадайте какой у нее был вопрос? Мне, кстати, всегда нравилось на сколько у нас не кровожадный народ. Вообще в моей практике мало кто желал, чтобы жуликов наказали по закону. Все хотят просто вернуть свои кровные. И вот она тоже хочет вернуть хотя бы ту часть, что успели спасти. Дальше, разбираясь в ситуации, она обратилась в отдел полиции, где по ее заявлению, как и положено в дежурные сутки возбудили уголовное дело, признали ее потерпевшей, и следователь даже в суде получил постановление на арест банковского счета жуликов. Вот круто, скажете вы. Половину награбленного удалось вернуть. А вот и нет. Не удалось. Половина награбленного зависла на счете у жуликов. Следователь сказал потерпевшей, что, когда дело направим в суд, суд вам и вернет. О, как здорово! Тут как в песне Слепакова «а что, если нет?». А если не направите дело в суд. Еще есть такой тонкий момент, что суд арестовывает счет только на время следствия. И если следствие будет по делу приостановлено, то и арест со счета слетит. Упс! Об этом обычно молчат, но эта порочная практика идет именно от судов. И обратите внимание, следствие будет не прекращено, а приостановлено. То есть уголовное дело останется и в любой момент могут следствие возобновить. Есть в нашем уголовно-процессуальном праве такой дурацкий инструмент.

Теоретически следователь в такой ситуации может обратиться в суд для отмены транзакции и тем самым получить решение суда, которое можно будет направить в банк и банк сможет осуществить обратную операцию. Деятельность Банков регулируется Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». И вот что говориться в ст. 27, устанавливающей порядок наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации: «взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации» и «конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда». Отсюда видно, что как мы в своих суждениях правы, так и следователь.

А в чем проблема? Почему так не сделать? Не хочу никого оправдывать, но все очень просто. Функция возврата награбленного у правоохранительных органов второстепенна. Основная задача раскрывать преступления. В первую очередь выполняются мероприятия, необходимые для фиксации следов преступления, задержания преступников, а потом уже возмещения материального ущерба потерпевшего. К тому же это даже не объезженная практика. Никто просто не знает, как это сделать. Что писать. Ни у кого нет образца документов. Причем, начиная от следователя и заканчивая судом. Будет море правовых вопросов, дискуссий. У каждого свое видение решения вопроса. В этой цепочке примет участие: следователь, его руководитель, курирующие сотрудники от вышестоящего следственного подразделения, помощник прокурора, сам Прокурор, там может и они обратятся за мнением в вышестоящую прокуратуру, еще и с судом такая же история. Как я писал выше — проще отказаться.

Какой выход в данной ситуации? На удивление мы с моими коллегами нашли весьма простое решение. Я ранее как-то писал статью на тему «неосновательного обогащения», кто не читал может ознакомиться с ней. Вот здесь надо использовать данный инструмент и в рамках гражданско-правового поля просуживать данную ситуацию и взыскивать денежные средства с лица на чье имя открыта банковская карта. Но, здесь есть одна проблема. Как правило, данные лица (говоря простым языком) «голодранцы» и живут в других регионах России. Зато хоть как-то у них можно попить кровь. Еще я уверен, что если такая практика станет повсеместной, то многие будут тысячу раз думать прежде чем, кому-то продать свою банковскую карту.

Всем доброго времени суток. Желаю никому и никогда не столкнуться с нашими правоохранительными органами в любом качестве. А если так получилось, что уже столкнулись, то крепитесь.

Оставьте первый комментарий