Юрист Луканин Александр Михайлович

Юрист 

Луканин

Александр 

Михайлович

Как отстоять свое право с недобросовестным перевозчиком.

Сегодня в Домодедово сложилась тяжелая ситуация, связанная с перевозкой пассажиров на городском общественном транспорте. В двух словах: произошла смена компании перевозчика по результатам проведенного тендера — с Мострансавто на Домтрансавто.

Казалось бы, обычная ситуация, простые жители Домодедово ее особо и заметить не должны были. Но, когда 1 января 2022 г. новая компания приступила к исполнению контрактных обязательств по тендеру, тут и всплыло, что данная компания абсолютно не готова осуществлять пассажирские перевозки. У нее оказались такие проблемы, как старый автобусный парк (ржавые автобусы, выбитые окна, не работающие печки и т.д.); несоблюдение расписания (порой автобус может вообще не приехать); хамское общение водителей (высаживают пассажиров; требуют оплаты наличными либо на личную банковскую карту; курят в салоне автобуса; во время движения разговаривают по мобильному телефону и т.д.).

Естественно, поскольку в этой ситуации страдает в первую очередь потребитель (а это в данном случае пассажир), то появляется желание помочь хотя бы советом. Так как я не юрист по транспортному праву, то пришлось обратиться к знаниям интернета и начать разбираться в данном вопросе. Благо на данную тему много различных материалов.

Первый вопрос, который возникает у любого человека, попавшего в неприятную ситуацию, что делать и как себя вести? Не надо нервничать, успокойтесь, помните, что у вас есть не только обязанности, но и права. В наше время у каждого современного человека в кармане лежит смартфон, оборудованный камерой. Поэтому сначала, что необходимо сделать, когда вы понимаете, что ситуация не стандартная — это зафиксировать ее на видео. Не надо самим ругаться, кого-то оскорблять. Просто начните производить видеосъемку (поскольку в дальнейшем именно она будет служить доказательством подтверждения произошедших событий). Далее, уточните анкетные данные водителя; его маршрут (под запись); государственный номер транспортного средства, а также его объяснения на основании чего он от вас требует совершить то или иное действие. Если водитель попытается применить в отношении вас силу, и вы захотите вступить с ним в драку — главное помните о недопустимости применения с целью самообороны силы, влекущей большие последствия, чем грозили вам! Лучше стараться избежать драки и зафиксировать все действия на камеру.

Также в разговоре с водителем вам поможет знание нижеописанных Законов.

Деятельность организаций, осуществляющих пассажироперевозки регламентируется Федеральным закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и для перевозчиков уже Московской области Законом Московской области от 27.12.2005 № 268/2005-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области». Вот именно в нем содержится правовое регулирование между перевозчиком и пассажиром.

Что будет интересно именно нам? Это права пассажиров, изложенные в ч. 1 ст. 13 данного Закона, а именно п. 4 «обращаться в установленном порядке за защитой своих прав в уполномоченные и контролирующие органы, органы по защите прав потребителей либо в суд». Отсюда следует, что пассажир может жаловаться: в Министерство транспорта (Ространснадзор); в Роспотребнадзор и в суд. Суд — обычно это последнее инстанция, когда не помогли все другие способы добиться справедливости.

Часто возникают споры по оплате проезда. Водители требуют оплату наличными либо перевод на банковскую карту. На самом деле их требования незаконны! Поскольку ст. 14.1 рассматриваемого Закона Московской области установлено, что перевозчик должен обеспечить возможность безналичной оплаты проезда, в том числе с использованием единой транспортной карты, банковской карты, и обязательное размещение знака о такой возможности в салоне транспортного средства. Поэтому, если вдруг терминал не работает, то проезд для вас бесплатный.

Иные действия водителя будут прямым нарушением ваших прав, и вы можете их фиксировать. Курение при осуществлении пассажироперевозок запрещено в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Нарушение ПДД тоже не стоит оставлять без внимания. Часто можно увидеть, как водитель разговаривает по телефону во время движения, что-то читает в своем смартфоне и отвечает на какие-то сообщения. Также все это фиксируется и пишется жалоба. Дополнительно стоит направить информацию в ГИБДД.

Нередки сейчас жалобы и на техническую неисправность транспорта. В этой ситуации стоит помнить, что даже если не работает печка в салоне автобуса, а уж тем более не закрывается дверь, то водитель просто не имеет права выйти на маршрут. Это его прямая обязанность — проверять техническое состояние транспорта перед выходом на линию.

Теперь перейдем к самому интересному, куда и как жаловаться? Во всех случаях для того, чтобы ваше обращение не спустили на тормозах, я рекомендовал бы сначала писать претензию самому перевозчику — в данном случае ООО «Домтрансавто» (в интернете много примеров претензий, поэтому не буду подробно останавливаться на этом вопросе).

Также параллельно с претензией направлять жалобы:

• во-первых, в надзирающий орган первой инстанции (это Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области). Если их ответ вас не устроит, направлять уже жалобу на их бездействие в Министерство транспорта;

• во-вторых, поскольку во всех случаях нарушаются права потребителя, стоит направить в Роспотребнадзор;

• в-третьих, жалобу можно всегда еще оставить и на Доброделе. Слышал много положительных отзывов о работе данного сервиса.

Главное помните, в любом случае Закон на стороне потребителя. Не стоит бояться получить отрицательный ответ от государственных органов. Ведь только когда люди объединяться, перестанут проглатывать обиду, начнут писать жалобы, только тогда получиться заставить недобросовестного перевозчика соблюдать законы и уважать граждан!

Оставьте первый комментарий