Юрист Луканин Александр Михайлович

Юрист 

Луканин

Александр 

Михайлович

Как наказать недобросовестного оценщика?

Столкнулся я с весьма любопытной ситуацией. Надеюсь, для многих она так и останется ситуацией из статьи. Но все же, никогда не знаешь, что ждет тебя в будущем.

Сегодня продажей квартиры в ипотеку никого не удивишь. Да и меня тоже. Кто уже продавал или покупал квартиру с привлечением кредитных денежных средств банка знает, что Банк для подтверждения того, что запрошена действительно необходимая денежная сумма для приобретения имущества требует проведение оценки, оценочной компании, имеющей договорные отношение с Банком. Поскольку по явно завышенной стоимости недвижимости ее вряд ли кто захочет приобретать, то и небольшая это проблема. Самый существенный вопрос — сколько денег заплатишь оценщику. И я так думал.

Но вот, оценщик оценил квартиру ниже рыночной стоимости. И ладно. Но есть один весьма щекотливый нюанс. Банк не даст денег больше, чем указано в оценке. Простыми словами. У вас есть квартира, например, ее стоимость 10 млн руб. Так как квартиры приобретаются с привлечением кредитных денег, то требование любого Банка — это первоначальный взнос в размере 10% от суммы кредита. То есть, в данном случае это 1 млн руб. И вот покупатель готов купить квартиру. Сидит с миллионом рублей, ждет результата оценки, и тут оценщик в отчете об оценке указывает рыночную стоимость квартиры в размере 7 млн руб. Менеджер Банка вам сообщает, что готов выдать сумму не более 7 млн руб., как это указано в оценке. И вы понимаете, что не хватает 2 млн руб. (миллион у нас уже есть!). Ваше знание того, что оценщик неправ, в споре с сотрудником Банка будет абсолютно бесполезно.

Есть три пути решения. Начну с более эффективного и самого простого.

• Провести повторную оценку с привлечением другого специалиста. Но при этом надо заранее проговорить с сотрудником Банка о возможности удалить результаты старой оценки.

• Второй путь, уговорить продавца снизить цену. Мало вероятно, что пойдут вам на встречу, но вдруг.

• Третий путь, скорее можно использовать как способ наказать недобросовестного оценщика, после разрешения сложившейся ситуации.

Здесь мы начинаем искать, куда и как на него можно пожаловаться. Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оспорить сведения, содержащиеся в отчете об оценке можно только в суд. Но суд — это муторно, долго и зачем это нужно при стоимости отчета об оценке в среднем 5 тыс. руб. В том же Законе в ст. 15 «Обязанности оценщика» установлена обязанность оценщика быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков. А вот это уже то, что нам надо. В отчете об оценке обязательно должна быть информация о том членом какого СРО является оценщик. Находим сайт интересующего нас СРО и самое сложное, что предстоит сделать это изучить нормативно-правовую базу самого СРО. Хотя в целом это не очень обязательно делать. Есть приказы Министерства экономического развития РФ, устанавливающие федеральные стандарты оценки.

Нас будут интересовать ФСО № 1, 2, 3, 7, 9. А вот этика оценщика устанавливается уже внутренними документами СРО. Это на тот случай, если во время проведения оценки оценщик хамил, грубил и вообще вел себя не допустимо. Готовим и пишем мотивированную жалобу в СРО. Естественно, надо будет провести работу по изучению отчета об оценке, найти грубые нарушения характеристик объекта оценки, с чем сравнивают, правовых характеристик объекта и проч. А чтобы оценщику совсем весело стало, можно и ему направить мотивированную претензию на возврат денежных средств. Здесь на нашу сторону встают нормы Гражданского кодекса Российской Федерации ст. 309, которая говорит, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов», ст. 310 «Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом», ст. 450.1 «Отказ от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору» и ст. 782 «Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг». И конечно же не забываем Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей». В данном случае нас будет интересовать ст. 4 «Качество товара (работы, услуги)» и ст. 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)» подпункт который гласит: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора».

Конечно это все отбирает много времени и не хочется заморачиваться, но порой, чтобы наказать негодяя, надо напрячься. Прямо как в песне Арамиса из всем известного советского мюзикла «Три мушкетера»:

«Года уходят неотложно,

Дуэль исчезнет до конца.

И это к лучшему… Возможно…

Но, Боже мой, как будет сложно!

Ах, Боже мой, как будет сложно

Призвать к ответу наглеца!»

Оставьте первый комментарий