Юрист Луканин Александр Михайлович

Юрист 

Луканин

Александр 

Михайлович

ДомКлик от Сбербанка — еще один инструмент в помощь мошенникам.

И как так получилось, что сервис от такого крупного банка может является очень удобным и хорошим инструментом для отъема жилья у продавцов? Откровенно говоря сам на этот вопрос тоже не могу ответить. Но, что бы не быть голословным расскажу, о ситуации связанной с продажей квартиры, в результате чего и вылезла данная брешь в обороне, или просто халатное отношение Сбербанка. Давайте обо всем по порядку.

Летом этого года я участвовал в сделке по продаже квартиры находящейся в ипотеке у Сбербанка. Покупатель, изъявившая желание приобрести квартиру часть денежных средств брала в ипотеку, как вы думаете где? Конечно в Сбербанке. И здесь казалось бы, а какие могут быть вообще проблемы? Рынок ипотечного жилья существует уже не первый год. Сделки подобного рода проводятся регулярно и с практической составляющей проблем по проведению такой сделки быть не должно. Квартира находится в ипотеке в том же банке, который и дает новую ипотеку. По идее, ничего интересного эта ситуация не обещала.

Сотрудник Сбербанка в разговоре сразу сообщил, что предварительное одобрение документов по сделке проводится исключительно через сервис ДомКлик. Никого это не насторожило. Заходишь на сайт ДомКлика, видишь удобный и продуманный интерфейс, море инструментов в помощь по проведению сделки. На самом сайте описание, как с помощью их сервиса легко и просто можно провести сделку, даже будучи совсем не сведущем в этой теме. Не сервис, а сказка. Первые проблемы начались при загрузке документов. Загрузили на сайт документы и ждем, когда специально обученный сотрудник нам их одобрит. Одобрения ждать долго не пришлось, довольно быстро заявка была отклонена и мне позвонила сотрудница ДомКлика, которая не сильно вдаваясь в подробности очень напористо пыталась навязать приобретение услуги по составлению договора сотрудниками ДомКлика, в ход шли такие аргументы «у нас свой установленный образец», «мы сделаем красиво» и т. д., хорошо не сказала «вы видели свой договор?». Конечно подобными аргументами меня убедить тяжело и я ей объяснил, что договор составляется в простой письменной форме, к нему естественно есть ряд определенных требований, но вот в гражданском законодательстве точно отсутствует установленный образец, но если уж им так хочется могут выслать образец мне на почту и мы разумеется справимся с этой задачей без их помощи. На, что было сказано, что это так не работает, выдвинуты весьма нелепые условия по проведению расчетов между покупателем и продавцами. Не буду вас нагружать этой информацией, в этом вопросе хоть я был несколько не согласен, я пошел им на встречу. Разумеется в дальнейшем никакого образца данного договора я не увидел. Еще несколько раз нам отклоняли документы. Я в интернете раздобыл типичный договор ДомКлика и уже на их образце составил наш договор. Потом было еще несколько разговоров со службой поддержки, несколько жалоб и вуаля, в конце концов документы с текстом договора были согласованы. Это конечно первый минус ДомКлика — навязать любой ценой платные услуги сервиса. Второй минус — это специалисты обслуживающие сделку, постоянно меняются и с каждым специалистом проговариваешь ситуацию, как в первый раз. Третий минус, в ходе общения со специалистами приходишь к пониманию, что эти люди в сделках подобного рода мягко говоря не компетентны.

А вот теперь, мы подходим к самой интересной части всей этой истории. Здесь мне придется частично все таки посвятить вас в порядок расчетов. Порядок расчетов такой, при регистрации перехода права собственности в Росреестре (конечно порадовала та скорость с которой она происходит), участники сделки приглашаются в отделение банка, где покупатель с банком подписывают кредитный договор и кредитный денежные средства поступают на кредитный счет покупателя. Далее покупатель, с сотрудником банка и продавцом следует к операцианистам, где по поручению покупателя производится перевод денежных средств на счет покупателя.

То есть, если исходить, что покупатель не добросовестный он может в этой ситуации пойти двумя путями: первый вообще в банке не подписывать кредитный договор и потребовать снять обременение; второй получить деньги и сразу досрочно погасить свой кредит и снять обременение. Формально квартира уже на покупателе. Только АКТ не подписан, но это же не самая большая проблема для жуликов. Зная, как работает наша система. Пока продавец будет судится. Покупатель ее уже продаст. Вот таким образом Сбербанк дает отличную возможность мошенникам завладеть чужой квартирой.

Надо сказать, что на предварительном этапе специалист ДомКлика озвучил данную схему и я на отрез отказался от дальнейшего проведения сделки и сказал покупателям искать другой банк. Самое смешное было в том, что специалист ДомКлика пытаясь убедить меня в безопасности данной сделки, даже сказала, что Сбербанк выступает в качестве гаранта сделки, на что я ей указал, что ни в одном документе об этом не было ни слова. В такой ситуации только если служба безопасности самого Сбербанка встанет на сторону продавца и заблокирует все действия со счетом. Но это тоже временная мера. Убедить меня смогли, только сказав, что специалист не правильно мне описала проведение сделки. В самом деле кредитные денежные средства уже в день подписания договора поступят на счет Банка и после регистрации сделки будут переведены на счет продавца. Но в итоге все пошло по первому сценарию. А это уже четвертый минус ДомКлику — готовы врать, только, чтобы провести сделку на своих условиях.

Подводя итоги данной статьи Сбербанку я посоветую все таки пересмотреть вопрос порядка проведения сделки, так что бы она была безопасна для всех. Ну, а продавцам быть бдительнее. По крайней мере для себя я решил, что пока реализуется такая схема проведения сделки, я постараюсь пользоваться услугами других банков. Благо их много.

Оставьте первый комментарий